главная

зоология

ботаника

физиология

скачать

вопрос-ответ

FAQ

ссылки

контакты

поддержка


ВОСПРИЯТИЕ


ВОСПРИЯТИЕ, способность живых организмов видеть, слышать, осязать, ощущать вкус и запахи, т. е. детерминированный внешними причинами процесс познания, в котором явления окружающего мира «отражаются» в виде ощущений, образов или словесных символов. Восприятие начинается с рецепторов, обеспечивающих высокую чувствительность к раздражениям определенной модальности, и заканчивается в высших отделах ЦНС. Например, процесс зрительного восприятия начинается в хрусталике, создающем изображение на светочувствительных клетках сетчатки глаза, от которых информация, закодированная в виде нервных импульсов, передаётся на другие клетки сетчатки, затем в головной мозг, где анализируется и интегрируется. Проводящие пути, передающие информацию от рецепторов к определенным областям коры головного мозга, один или несколько раз прерываются в так называемых релейных ядрах, где осуществляется регуляция сенсорного потока в соответствии с сигнальным значением раздражителя.

Для зрительной, слуховой и тактильной чувствительности проекция рецепторов на кору топологическая — каждый участок коры получает информацию только от определенной части рецепторов. Вследствие неполного перекреста проводящих путей в головном мозге у позвоночных информация от рецепторов, расположенных на одной стороне тела, поступает в проекционную зону коры обоих полушарий. В проекционных зонах коры осуществляется первичный корковый анализ информации. Дальнейшая переработка информации происходит в ассоциативных зонах коры; поступающая информация сопоставляется с хранящимися в памяти образами, происходит её узнавание, а у человека, кроме того, она может отражаться в речи, то есть осознаваться. Процесс восприятия завершается двигательной или другой реакцией организма. Таким образом, отношения между стимулом и восприятием имеют сложно опосредованный характер. Поскольку восприятие зависит от многих психологических факторов (внимание, эмоции и т. д.) и является необходимым условием познания, его изучением, кроме нейрофизиологии, занимаются также психология и философия.


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я