главная

зоология

ботаника

физиология

скачать

вопрос-ответ

FAQ

ссылки

контакты

поддержка


ВИТАЛИЗМ


ВИТАЛИЗМ (французское — vitalisme, от латинского — vitalis — жизненный, животворный, живой), идеалистическое течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. Витализм берёт начало от первобытного анимизма — представления об одушевлённости всех тел природы. Элементы витализма обнаруживаются в представлениях крупнейших античных философов: Платона — о бессмертной душе (психее) и Аристотеля — об особой нематериальной силе «энтелехии», управляющей явлениями живой природы. После эпохи Возрождения идея одушевлённости неживых тел уступила место механистическому пониманию явлений как неорганического, так и органического мира. В 17 веке появилось дуалистическое учение, проводившее резкую грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гельмонт создал учение об «археях» — духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Более детально эту виталистическую концепцию развил в начале 18 века Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, которая и обеспечивает их целесообразное устройство.
     В начале 19 века виталистические идеи возродились как реакция на упрощённые механистические представления французских материалистов 18 века. Нематериальное начало жизни Г. Р. Тревиранус назвал жизненной силой (vis vitalis — отсюда и название всего направления). Виталистические взгляды И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, которая обусловливает их единство и гармонию, В. И. Ленин относил к физиологическому идеализму.
     Во 2-й половине 19 века вульгарный механистический материализм снова сменился волной витализма, названного тогда неовитализмом. Его вдохновителем был X. Дриш, считавший, что сущность жизненных явлений составляет так называемая энтелехия (нечто, в самом себе несущее цель), которая действует вне времени и пространства и непознаваема. Существование непознаваемых жизненных факторов допускали и др. виталисты, называя их «жизненной энергией», «жизненным порывом», «доминантой». Утверждая несводимость жизни к совокупности химических, физических и механических явлений, отделяя живую природу от неживой, витализм абсолютизирует качественное своеобразие жизненных явлений, привлекая для его объяснения нематериальные факторы. Для витализма характерно игнорирование исторического метода (например, отрицание X. Дришем и его последователями теории Ч. Дарвина).
    Витализм идеалистически истолковывал не только природу живых организмов вообще, но и природу сознания. После победы эволюционных представлений в биологии витализм проникает и в эту область в форме различных антидарвинистских концепций эволюции (например, психоламаркизм, творческая эволюция А. Бергсона и др.). Возрождение время от времени виталистических воззрений связано со сложностью жизненных явлений, нерешённостью тех или иных биологических проблем, реакцией на механистические теории, исходными идеалистическими установками некоторых философов и естествоиспытателей.


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я